РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ — ДНИ БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ. ПОЧЕМУ НЕДОСТАТОЧНО “ОТКУПИТЬСЯ” ОТ НАШИХ ПОКОЙНЫХ

Как провести Вселенскую родительскую субботу в преддверии Великого поста, что делать, если покойник напоминаето себе во сне и почему молитва поминовения усопших — главная молитва христианина — рассказывает священник Александр Дьяченко.

 

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Панихида. Храм Преображения Господня с. Лаврово

Две вселенские родительские субботы отличаются тем, что в эти субботы (Мясопустная и Троицкая) на службах не рекомендуется поминовение только своих родственников. Об это мало кто помнит и знает, но это дни памяти именно всех православных христиан, усопших за все время существования Церкви. Вселенская суббота называется так по времени и месту. А вот за своих родственников можно помолиться специально после вечерней службы на панихиде. На всех остальных субботах Великого поста уже идет акцент на поминовение всех своих родных и близких.

Наша Церковь единая, Святая, Соборная и Апостольская. Смысл поминальных богослужений — это преемственность и непрерывность. Мы говорим, что Церковь подразделяется на две части: на Церковь торжествующую, то есть Небесную, и Церковь воинствующую — это мы с вами. И мы молимся о тех наших христианах, которые прожили эту жизнь, быть может, не очень благочестиво, с нераскаянными грехами. Но это молитва — в преддверии Страшного Суда, когда рай исчезает и ад уже повержен. Когда наступит второе пришествие Господне, все придут на Суд, все человечество воссоединится вместе.

Если человек оставил после себя такую память, что о нем люди будут благодарно молиться, это пойдет ему “в род и в род”. И в этом есть элемент святости. Вспомним Зою Космодемьянскую и ее подвиг, самоотверженность, любовь к Родине! Если посмотреть, кто она такая, то выяснится, что она — внучка и правнучка священника. Даже фамилия у нее церковная, в честь Косьмы и Дамиана. То есть наши предки могут “посеять” для своих потомков семена как добра, так и зла. Существует неразрывная связь между теми, кто находится “там” и теми, кто есть “здесь”. У моего знакомого священника бабушка была настоящей праведницей, хоть и не прославленной святой. Он иногда просто приходит на ее могилку, молится, и потом понимает, что она ему помогла.

ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОВЕРЬЯ НЕИЗЖИВАЕМЫ

Существует народное поверье, что якобы во Вселенские родительские субботы можно поминать вообще всех людей, даже самоубийц. Это, кстати, очень хорошо описано в романе “Лавр” Евгения Водолазкина. Существовали так называемые “скудельницы” — ямы, в которых погребали людей, умерших неестественной смертью — из-за несчастного случая или в безвестности. Раньше вдали от сел и деревень строили храмы в честь Всех Святых. Именно там находились скудельницы. Такие храмы строились на местах бывших божедомок (там доживали свой век бродяги, бездомные, юродивые) И на седьмую субботу по Пасхе приходил священник и совершал отпевание всех, кто находился в скудельницах, чтобы покойники «урожай не портили, воду не выпивали”. А как их отпевать? Ведь даже имена этих людей были не известны. Тогда говорили: “Господь знает имя”. А на Вселенских субботах всех этих людей поминали на панихидах. Тем не менее самоубийц и некрещеных старались не поминать.

Конечно, во многих народных традициях всегда было и по-прежнему остается много языческого. Мы, священники, стараемся, чтобы все суеверия отходили, но они очень живучи. Сколько бы ты ни говорил, люди не перестанут верить во все эти приметы и поверья.

В ЭТИ ДНИ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ НИЧЕГО НЕ ПРОСИТ

Люди у нас в стране больше всего любят и почитают праздники двух планов: в честь Пресвятой Богородицы и дни поминовения усопших. В эти праздники в храм приходит больше всего народу. Скажем, усекновение главы Иоанна Предтечи или празднование дня Петра и Павла уже не так популярны. Нет почитания тех, кто ничего не лечит, не помогает в денежных и квартирных вопросах, в личной жизни, в работе, в вопросах здоровья. То есть потребительское отношение к Церкви, к святым у нас неизживаемо и оно будет всегда. Даже когда мы молимся за близких, друзей, покровителей, детей, мы все равно так или иначе молимся за свой комфорт. А вот поминовение усопших — это праздник, когда человек для себя ничего не требует. Это дни бескорыстной любви. Можно сказать, что именно по этой молитве формируется образ христианина.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Панихида. Храм Преображения Господня с. Лаврово

Бывают случаи такие. Служба уже закончилась, и в храм вбегают запыхавшиеся люди, несут хлеб, продукты: “Ой, уже служба закончилась, да? Мы тут спим, и мамка во сне пришла. Говорит: “Вы что в такой день спите? А обо мне забыли? А какой сегодня день? А, Родительская!!!” Это не редкость, когда усопшие сами о себе напоминают. Но тут опять наблюдается нечто языческое — бабушка ко мне во сне пришла, за плечи обняла и сказала: “Пойдем, внученька…” Значит, надо срочно в храм бежать и свечи поставить, а желательно сразу три, чтобы бабушка больше во сне не приходила. Это, получается, как бы хочется откупиться от нее…

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, написал книгу “О поминовении усопших”. И вот там все эти вопросы он подробно разбирает. Рекомендую к прочтению.

Священник Александр Дьяченко

По материалам сайта Православие и Мир

просмотров (15)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *