К 100-летию подвига

27 февраля 2022 года исполнилось 100 лет со времени событий, связанных с одним из трагических моментов в истории России, — процессами «по изъятию церковных ценностей».

В 1921-22 годах обширные районы страны оказались в зоне голода. Наиболее сильно он охватил районы Поволжья. Сложившаяся ситуация, как известно, обернулась для Церкви массовым изъятием церковных ценностей.

Уже летом 1921 года патриарх Тихон стал искать возможности участия Церкви в оказании помощи голодающим. Однако на государственном уровне идея самостоятельной работы церковных организаций в помощь голодающим не была поддержана. Всероссийский церковный комитет был заподозрен в антисоветских действиях и решением властных органов 27 августа 1921 года был распущен. Собранные им средства реквизированы, а самостоятельная работа Церкви по сбору пожертвований была запрещена.
26 февраля 1922 года в газете «Известия» было опубликовано постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей, которое предписывало местным Советам изъять по описям церковные ценности и передать в фонд помощи голодающим. Это постановление положило начало кампании по изъятию церковных ценностей — одной из самых трагичных страниц истории в XX в.
Декретом предписывалось срочно предложить местным Советам изъять драгоценные предметы из золота, серебра и драгоценных камней, лишение которых не затрагивало интересов самого культа, и передать их в органы Наркомата юстиции. Пересмотр договоров на пользование переданным верующим имуществом необходимо было производить с обязательным участием представителей групп верующих.
В «Известиях ВЦИК» от 28 февраля была опубликована Инструкция по изъятию церковных ценностей, которая определяла следующий порядок кампании: изъятие церковных ценностей входило в компетенцию специально созданных губернских комиссий по изъятию церковных ценностей. На местах работали волостные комиссии. Изъятие должно было проходить по описям церковного имущества.
28 февраля 1922 года Патриарх Тихон обратился с воззванием к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей, в котором говорилось, что подобный акт властей является актом святотатства, а употребление священных предметов не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской церкви и карается Ею отлучением от Нее мирян и извержением из сана священнослужителей.
Верующие встали на защиту церковного имущества, предлагали ничего не изымать у Церкви, а вместо этого брать для голодающих Поволжья хлеб. Такие предложения встречали категорический отказ властей. На резонный вопрос, почему власти запрещали сдавать в помощь голодающим то, что им было нужнее всего — хлеб, а требовали золото, напрашивается очевидный ответ: властям нужно было только золото, и голодающие здесь были не причем. Более 80 % отобранного в храмах серебра «для голодающих Поволжья» ушло на Монетный двор, для чеканки серебряного рубля, пополнения государственных запасов драгоценных металлов и на проведение тайных зарубежных операций.
По всей стране, началось насильное разорение храмов. В ответ на протесты верующих по приходам прокатилась волна арестов священнослужителей и мирян.
В первую очередь изъятия были проведены в городских храмах. При изъятии опирались на предоставляемые общинами ризничные описи, а оценивать изъятое имущество приезжали специалисты.
Не перечислить всех храмов, подвергнутых разорению. Не передать боль верующих, не вернуть репрессированных и убиенных.
Власти продемонстрировали всей России свою жестокость и лживость, и у большинства православных возникло впечатление, что не на помощь голодающим пойдет церковное достояние. Это предположение было не далеко от действительности: церковные вещи иногда оставались и у тех, кто непосредственно их изымал, и сама центральная власть широко жертвовала их — то на подарки 1-й Конной армии, то на содержание государственных чиновников, то на дополнительные выплаты членам комиссии по изъятию ценностей.
Так начиналась антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим, имевшая целью дискредитацию и разрушение Церкви, проведение массовых репрессий против духовенства и приходского актива.

Чтя память пострадавших во время изъятия церковных ценностей, вспомнив историю, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

просмотров (16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *