«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк. 2:29)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Слово на Сретение Господне.

Когда воплощенному Сыну Божию, имже вся быша, пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим утотованы были некоторые избранные из человеков— встретить Его чудесное всеспасительное явление, и возвестить его миру, — и во первых Вифлеемские пастыри безсловесных стад, осведомленные о том от Ангелов небесных, засвидетельствовавших громко Божество и человечество рождшагося Христа; потом — исполненный Духа Святаго старец священный Симеон, которому было обещано от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

Это сретение Симеоном и празднует ежегодно св. Православная Церковь, а встречную песнь его Спасителю мира повторяет ежедневно за вечерним Богослужением. Ее вы все знаете, — она начинается словами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое.

Праведный старец благословил Богомладенца и Матерь Его, и сказал Ей: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления (Лук. 2, 34-35). Вот какое событие ежегодно воспоминает и празднует Церковь святая в назидание и спасение наше.

Чему учит нас праздник Сретения Господня? — Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих (Псал. 144, 13). Он обещал еще Адаму и Еве, всеродно падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет главу змия человекоубийцы, что и исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самаго скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия. — Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, — таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древняго змия, обольщающаго всю вселенную (Апок. 12, 9).

Во вторых праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет на встречу только к делающим правду, или алчущим и жаждущим правды, — как старец Симеон, — потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Матѳ. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякаго беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.

Господь подался и почил на руках праведнаго Симеона, а на руки грешнаго человека Он не подался бы и не возмог бы на них носиться; ибо какое общение правды с беззаконием, света со тьмою, — Христа с велиаром (2 Кор. 6, 15)? Так и ныне Христос не может обитать в сердце и в теле, повинном греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель.

Торжественных сретений или встречь Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще несколько, при жизни Христа на земле. Так Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами — златом, ливаном и смирною; встретил и провозвестил Его громогласно при Иордане реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешнаго Владыку твари, освятившаго для нас крещением Своим воды, — Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с ваиями и ветвями древесными народ Еврейский, при пении: благословен грядый во имя Господне (Матф. 21, 9). Встретил Сам Христос Бог св. жен мироносиц по Своем воскресении из мертвых: и се Иисус, срете их, глаголя: радуйтеся (Матф. 28, 9); встретил на пути двух учеников, шедших в Еммаус и шел с ними до селения. — Встречаем Его ежедневно во время Литургии и мы, когда в конце ея появляются в открытых царских дверях св. Тайны Тела и Крови Христовой, и хор поет: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.

Кроме того, бывают ежедневно у верующих и благочестиво живущих христиан внутренния, тайныя сретения, т. е. встречи Господа в душах во время молитвы, тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит Христос тайно и утешает ее, отечески объемлет ее, примиряется с нею, вселяется в нее, особенно при искреннем причащении св. Христовых Тайн Тела и Крови Его. Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа христианская впадает в вольные или невольные грехи, напр. в скверные, неверные, лукавые, хульные помыслы, или в гордость, самолюбие, неверие истине Евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Него, хулит Его, как сталось это с богохульником графом Толстым и многочисленными последователями его, Толстого. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца, изрекшаго Пресвятой Деве достопамятныя слова: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили; сбылось относительно падения их и востания некоторых из них, но не Толстого. — Но это прежде всего сказано о тогдашних книжниках, фарисеях и саддукеях, а затем и о нынешних ложно ученых, именующихся христианами. Христос для Толстого сделался камнем преткновения.

Далее, всякий раз бывает жалкая, несмысленная разлука наша с Богом при падении в разные грехи — блуда, прелюбодейства, злобы, зависти, невоздержания, пьянства, неповиновения, своеволия, буйства, ругательства и сквернословия; корыстолюбия и сребролюбия, и в разные другие грехи; — и если человек умирает во грехах нераскаянно, — он навеки разлучается со Христом и сочетавается с диаволом, коему уподоблялся и окончательно уподобился в жизни, — и наследует одинаковую с ним участь — муку вечную.

Последнее сретение Господа будет во второе и страшное Его пришествие, когда Он приидет в страшной славе Своей и Отца небеснаго со всеми ангельскими силами: и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его, и когда возрыдают предь Ним все племена земныя (Апок. 1, 7).

Апостол Павел к Солунянам писал. «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4, 16-17).

Будем же встречать Господа здесь, на земле, доколе живы, в покаянии и добродетели душами чистыми и нескверными, пребывая во взаимной любви и делании всякой правды, чтобы и во второе пришествие Его встретить в радости и водвориться на веки в царствии Его. Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоиерея о. Iоанна Ильича СергиеваНовыя слова, произнесенныя в 1902 году. — Издание первое, под редакцией автора. — Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1903. — С 8-15.

просмотров (40)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *